Консультации для родителей

Как гулять с пользой для здоровья

Инструктор по физической культуре Кирюшкина Е.В.

Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми и закалёнными. Но не все родители понимают значение пребывания на свежем воздухе дошкольника. Во многих семьях прогулки вечером, особенно в холодную погоду не проводятся, а иногда даже в выходные дни дети совсем не выходят из дома.

А ведь во время прогулок вы не только можете отдохнуть, а также и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми знаниями, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Прогулки повышают сопротивляемость организма ребёнка инфекционным и простудным заболеваниям. Движения необходимы для растущего организма, их недостаток вызывает у дошкольника задержку роста, умственного и физического развития.

Почему ребенку нужно много гулять?

1. Свежий воздух необходим для правильной работы всех жизненно важных систем организма, в том числе мозга, что особенно важно для развития ребенка.

2. Свежий воздух очищает легкие от пыли и аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.

3. Дополнительные затраты энергии во время прогулки (на поддержание температуры тела и двигательную активность) усиливают деятельность всех систем организма, в том числе сердечнососудистой и иммунной.

4. Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) не дают угаснуть адаптационным механизмам организма и закаляют.

5. Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин D. При недостатке этого витамина развивается рахит.

6. Прогулки способствуют профилактике близорукости. В помещении взгляд фокусируется только на близко расположенных объектах, а на улице – еще и на далеких, что является отличной профилактикой близорукости.

7. Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.

Когда гулять нельзя?

Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль), тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей. Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

Как одеваться?

Одевая ребенка на прогулку, необходимо приблизительно оценить температуру воздуха с учетом ветра. Количество одежды должно быть умеренным, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение. Главное требование к детской одежде – возможность активно двигаться, крутить головой, бегать, самостоятельно вставать после падений, прыгать, лазить по спортивным снарядам.

Когда, как и сколько гулять?

Старайтесь гулять в любую погоду, чтобы обеспечить контакт вашего ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара). Это способствует укреплению его иммунной системы. Гулять нужно активно. Пусть ваш ребенок вволю бегает, прыгает, лазит по детской площадке. Движение способствует физическому и интеллектуальному развитию ребенка и стимулирует деятельность всех жизненно важных систем организма, особенно сердечнососудистой и иммунной.

Как определить, что ребенок замерз?

        Основной критерий – поведение самого ребенка. Холодные руки, ноги, щеки и нос не самый лучший индикатор, потому что тепло быстро уходит с этих частей тела, так как они чаще всего открыты и всегда остаются прохладными. В любом случае обращаем внимание и на другие признаки. Бледная кожа. Если вы видите, что у ребенка сильно побледнела кожа и губы изменили цвет, значит он очень сильно замерз. При этом грудничок чаще всего перестает вести себя активно и становится вялым. Это уже показатели сильного переохлаждения.  Если малыш только начал замерзать, он может капризничать, чтобы как-то сообщить, что ему холодно. В случае, если он еще не умеет разговаривать.

Заблуждения о морозной погоде:

Многие считают, что ребенка надо одевать теплее.

Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

Многие считают, чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу.

Парадоксально, но самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. А обувь такая, в которой большой палец может легко двигаться внутри.

      Многие считают: если малышу холодно, он обязательно об этом сообщит.

Жировая прослойка под кожей ребенка очень мала, система терморегуляции сформировалась не до конца. Ребенок может не сразу заметить свои ощущения. И не возите ребенка продолжительное время в коляске или санках. Ведь он не движется – он отдан в объятия мороза.

      Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок.

На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Опасные спутники зимнего воздуха – высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.

      Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его.

Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например, если прижать замерзшие пальчики ребенка к батарее или подставить их под струю горячей воды – беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлажденном участке тела, или, хуже того, нарушение работы сердца. Просто переоденьте ребенка в теплое, сухое белье, укройте одеялом, сделайте ему негорячую ванну – пусть поплавает.

 Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять.

Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом и не вспотел, чтобы его не продуло ветром, не позволяйте ему много двигаться.

Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребёнком. Ведь многие дети именно на прогулках раскрывают свой потенциал.

Длительная ходьба влияет на организм не менее благотворно, чем бег. Работающие мышцы ног функционируют: они сдавливают вены нижних конечностей и способствуют продвижению крови к сердцу.

Кроме этого, сама ходьба является неплохим вариантом кардиотренировки.

Малыши также любят подвижные игры со снегом, и с удовольствием будут выполнять предложенные вами упражнения.

Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведёрками и метёлочками, они вам пригодятся на прогулках.

Выезжая на природу в зимнее время с вашим ребёнком, или с компанией детей, обязательно продумайте в какие подвижные игры вы будете играть с детьми, в какие игры дети будут играть сами, и возьмите с собой все необходимое для игр.

Отличных прогулок вам на свежем воздухе!

Легко ли научить ребенка соблюдать правила дорожного движения

Ответственный за организацию работы по ДДТТ Загороднова Т.А.

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле не все так просто.

Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах детей нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь взрослые, а именно, родители своим примером должны научить и уберечь.

Если Вы действительно заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге!". Она не объясняет ребёнку, чего, собственно, на дороге надо бояться? Где же ребенка может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что надо сначала посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой - сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Уважаемые родители, будьте бдительны! Учите своего ребенка соблюдать правила дорожного движения!

Развитие музыкального слуха

Музыкальный руководитель Дунаева С.А

Вопреки распространенному мнению, что одни люди рождаются талантливыми, а другие лишены врожденного дара, развить музыкальный слух можно в любом возрасте. Считается, что человек с рождения талантлив, нужно только создать подходящие условия. Если малыш не проявляет сильной тяги к музыке, родители делают вывод об отсутствии таланта и губят его на корню.  

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?    

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию.

Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет. Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам. К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Поэтому дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С МУЗЫКОЙ.

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

СЛУШАЙТЕ КЛАССИКУ С РОЖДЕНИЯ.

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем. Малышам можно включать колыбельные из детской классики: П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»; В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»; Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»; И. Брамс – «Колыбельная»; Р. Шуман – «Грезы»; Э. Григ – «Поэтическая картинка». Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет: П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»); Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина); Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

ВКЛЮЧАЙТЕ МУЗЫКУ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко. Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ.

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными. Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику. Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме. Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.

ИГРА «ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ» Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий. О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

УПРАЖНЕНИЕ «ГОРКА» Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте: «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»); «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»); «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).

УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ПАРУ» Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.

УПРАЖНЕНИЕ «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?» Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.

УПРАЖНЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК» Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.

ЗАНЯТИЯ РИТМИКОЙ Ритмика важна в физическом и музыкальном воспитании дошкольника. Танцы учат ребенка чувствовать настроение через мелодию. Ритмика – это своеобразная иллюстрация музыки в движении с помощью бега, ходьбы, прыжков, элементов гимнастики. Все это направлено на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, координации движений. Танцуйте не только под детскую и эстрадную музыку, но и под классику. Речь не о том, чтобы в 5 лет малыш умел танцевать вальс. Позвольте ему двигаться в такт, как ему удобно. Покажите, как быстро перебегать на цыпочках или лететь в прыжке. Можно кружиться, бегать – делайте все, что угодно, будьте раскованными в танце, проявляйте фантазию и импровизируйте.

СЛУХ ЕСТЬ, А ГОЛОС? Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает. Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений: Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.

Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен. Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь. Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку». Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем –  осознать всю ценность природного дара.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie